Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Авиационная группа высшего пилотажа «Соколы России»

Пилотажная группа была образована в 1993 году на базе Липецкого авиацентра для совершенствования навыков  полетов истребителей  в группе, а также для демонстрации маневренных возможностей самолетов Су-27 и профессиональной подготовки летчиков. В ее первый состав вошли: полковник Александр Харчевский, майоры Георгий Карабасов, Юрий Сушков, Александр Гостев.  Этап создания и становления проходил в тяжелые для авиации годы. Из-за отсутствия необходимого количества топлива налёт одного летчика составлял всего 50-60 часов в год. Тем не менее демонстрационные полеты которые удавалось проводить показали  не только прекрасные маневренные возможности СУ-27, но и большой потенциал и перспективы  развития пилотажной группы, что вскоре  было подтверждено расширением её состава и программы. С начала 2000 годов в программу были включены: групповой  пилотаж шести и четырёх самолетов, маневренный воздушный бой пара на пару и одиночный пилотаж.

Долгое время  группа не имела своего официального  названия, а представлялась как звено летчиков из состава 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.

Впервые название  «Соколы России» официально прозвучало в июне 2004 года в ходе воздушного показа в Нижнем Новгороде, посвященного 100-летию со дня рождения Чкалова В.П. Дата 12 июня 2004 года считается днем образования авиационной группы высшего пилотажа и воздушного боя «Соколы России».

Липецкие ассы участники крупных международных выставок вооружения и военной техники таких, как авиакосмический  салон «МАКС - 2007»  «МАКС – 2009», «МАКС - 2011» , «МАКС-2013» и «МАКС-2015», «ARMS EXPO» в Нижнем Тагиле в 2006, 2008, 2009, 2011, 2013 и 2015 годах, «Гидроавиасалон-2014» в г. Геленджике. Призеры конкурса «Авиадартс» в номинации «пилотажные группы».

В разные годы они демонстрировали своё мастерство в небе  Норвегии, Казахстана, Киргизии, республики Беларусь. В сентябре 2006года летчики группы на самолетах Су-27 в едином строю с пилотами эскадрильи «Нормандия-Неман» на самолетах Мираж-F-1, пролетели над Парижем в честь открытия Президентами России и Франции памятника пилотам и техникам эскадрильи «Нормандия-Неман» - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Во время воздушных показов им рукоплескали жители в городах: Краснодар, Севастополь, Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Комсомольск-на-Амуре, Армавир, Хабаровск, Воронеж, Ейск, Тамбов, Екатеринбург, Пермь, Иваново, Североморск, Махачкала, Самара, Волгоград, Рязань, Елец, Ульяновск, Саранск, Вологда, Череповец, Балашов, а также в Краснодарском крае и республике  Ингушетия.

Летчики участвовали в воздушных парадах Победы над Поклонной горой в 1995 году, над Красной площадью города Москвы в 2008, 2009, 2010, 2013, 2014, 2015 и 2016 годах, а также в воздушном празднике «Общее небо» в честь 100-летия ВВС России с 10 по 12 августа 2012 года в подмосковном Жуковском. На этом празднике «Соколы России» летели в составе уникального полетного строя «Тактическое крыло», состоящего из 10 разнотипных самолетов фронтовой авиации, 4-х фронтовых бомбардировщиков Су-34, 4-х тяжелых истребителей Су-27 («Соколы России») и двух легких фронтовых истребителей МиГ-29. В таком полетном порядке летают только липецкие летчики. Он является их визитной карточкой, украшением и изюминкой воздушных показов.

Сегодня «Соколы России» представляют уникальную летную программу, в которой летчики в лучших традициях национальной пилотажной школы, демонстрируют всему миру возможности отечественной авиатехники и свою профессиональную подготовку. Это единственная пилотажная  группа,  которая на боевых самолётах такого класса показывает  оборонительно-наступательные приёмы ближнего воздушного боя. В реальных условиях воздушный бой может происходить на больших расстояниях, скоростях и различных высотах, а во время показа летчики демонстрируют для зрителей приемы боя на ограниченном пространстве, что обеспечивает зрелищность пилотажа, позволяет зрителям увидеть происходящее в воздухе, оценить маневренные возможности отечественных истребителей  и мастерство летчиков.

Сложность и риск этой программы заключается в маневрировании боевых истребителей на малой высоте ( до 200 м), ограниченном пространстве ( непосредственно над местом показа) и  на больших скоростях (500-800км/ч).

В арсенале «Соколов России» и групповой пилотаж в полётном порядке «ромб» (четыре самолета), где ведущим является полковник Александр Гостев. Во время полета в плотном строю группы летчики выполняют комплекс фигур высшего пилотажа (петля Нестерова, горка с поворотом, боевой разворот, косая петля, восходящая бочка и т.д.) на минимальных интервалах и дистанциях.

Одиночный пилотаж выполняет полковник Александр Гостев, Заслуженный военный летчик России. В соло пилотаже демонстрируются такие элементы как петля с поворотом, столб, колокол, проход на минимальной скорости , ухо, нож, кадушка, вращение по курсу на закритических углах атаки, так называемый плоский штопор.

С 2008 по 2013 годы в летную программу включался пилотаж на истребителе-бомбардировщике Су-34, который выполнял генерал-майор Александр Харчевский.

С 2014 года в летную программу входит пилотаж на новых многофункциональных  самолетах Су-30СМ и Су-35С. В октябре того же года в г. Красноярске группа впервые выполнила весь воздушный показ (групповой и одиночный пилотаж, а также воздушный бой) на самолетах Су-30СМ. Использование сверхманевренных возможностей этих самолетов позволяет повысить зрелищность показа.

Все летчики являются инструкторами, успешно осваивают новые типы самолетов  Су-30СМ, Су-35С и обучают на них летчиков Центра и строевых частей ВКС России.

В ноябре 2014 года полковник Александр Гостев, подполковники Юрий Спрядышев, Андрей Сорокин и Дмитрий Заев участвовали в совместных учениях ВВС России и Индии «Авиаиндра-2014», где в составе смешанных российско-индийских экипажей пилотировали истребители Су-30МКИ.

Демонстрационные полеты «Соколов России» это не просто красивое зрелище, это составляющая часть боевой подготовки.  Все приемы имеют практическое значение и могут  применяться для срыва атаки противника с последующим занятием выгодного положения для уничтожения цели, преодоления ПВО, сопровождения  и прикрытия самолетов транспортной и дальней авиации, выполнения противоракетного маневра, патрулирования воздушного пространства, нанесения ударов по наземным целям управляемым и неуправляемым оружием.  Именно эти боевые возможности своих крылатых машин летчики «Соколов…» успешно показывали во время учений на территории России и стран СНГ: «Щит Союза-2006», «Центр- 2008», «Запад-2009», «Щит Союза-2011», «Кавказ-2012».

Состав пилотажной группы:

С 1993 года: полковник Александр Харчевский, майор Юрий Сушков, майор Георгий Карабасов, майор Александр Гостев.

С 1994 года: полковник Александр Харчевский, майор Юрий Сушков, подполковник Василий Пинчук, майор Александр Гостев, майор Юрий Спрядышев

С 2000 года: генерал-майор Александр Харчевский, подполковник Юрий Сушков, подполковник Василий Пинчук, подполковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, полковник Сергей Жихарев.

С 2005 года: генерал-майор Александр Харчевский, полковник Юрий Сушков, подполковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, полковник Сергей Жихарев, майор Андрей Сорокин, капитан Максим Мусатов (с 2008 года).

С 2010 года: генерал-майор Александр Харчевский, полковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, подполковник Андрей Сорокин, майор Максим Мусатов, капитан Денис Половко.

С 2013 года: генерал-майор Александр Харчевский, полковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, подполковник Андрей Сорокин, подполковник Николай Мышкин, майор Дмитрий Заев.

С 2014 года: генерал-майор Александр Харчевский, полковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, подполковник Андрей Сорокин, подполковник Дмитрий Заев, майор Денис Половко.

С 2015 года: полковник Александр Гостев, подполковник Юрий Спрядышев, подполковник Андрей Сорокин, подполковник Дмитрий Заев, майор Денис Половко.

Кандидаты в состав группы: капитан Денис Погодин.

ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false