Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Интервью командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова газете «Красная звезда» в день празднования 285-й годовщины со дня образования СФ

1 июня 2018 года исполняется 285 лет со Дня образования Краснознаменного Северного флота – единственного в Вооруженных Силах Российской Федерации межвидового стратегического объединения, защищающего национальные интересы России как в Арктике, так и в других районах Мирового океана.

Северный флот свою историю ведет от эскадры, созданной в 1733 году  для защиты территорий Российской империи, морских торговых путей и промыслов на Белом море и побережье Кольского полуострова.

Сегодняшний Северный флот состоит из разновидовых объединений и соединений, имеет на вооружении  корабли океанской зоны, а также  обладает самой важной составляющей системы обороноспособности великого  государства – морскими  стратегическими ядерными силами.

Об итогах деятельности сил и войск Северного флота в зимнем периоде обучения 2018 учебного года и основных задачах на летний период наш разговор с командующим Северным флотом адмиралом Николаем Евменовым.

— Николай Анатольевич, 1 июня Краснознамённый Северный флот отмечает 285-ю годовщину со Дня образования. Символично, что эта дата совпадает с началом летнего периода обучения в Вооружённых Силах Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, какие на данный момент времени основные итоги деятельности сил и войск Северного флота?

— Основной итог нашей ежедневной кропотливой и слаженной работы – это готовность всего личного состава Северного флота решать задачи по своему предназначению.

22 мая из акватории Белого моря экипаж капитана 1 ранга Владимира Ширина  впервые в истории эксплуатации подводных лодок проекта «Борей» совершил залповую стрельбу четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами морского базирования «Булава» с борта РПКСН «Юрий Долгорукий».  Стрельба подтвердила готовность экипажа к решению поставленных задач, надежность эксплуатируемого нами корабля и самого ракетного комплекса.

Это лишь один штрих из широкого спектра разноплановой деятельности Северного флота.

К примеру, совсем недавно экипажи самолётов армии ВВС и ПВО Северного флота во взаимодействии с экипажами самолётов Воздушно-космических сил приняли участие в уникальном воздушном патрулировании над нейтральными водами Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей. В решении задач патрулирования были задействованы дальние противолодочные самолёты Ту-142 Северного флота, а также истребительная авиация армии ВВС и ПВО Северного флота, которая выполняла задачи прикрытия на определенных этапах полёта стратегических ракетоносцев Ту-95МС. Дальние самолёты осуществляли дозаправку в воздухе над Арктикой, отдельные маршруты пролегали вблизи приполюсных районов.

Помимо действий в воздухе наши подводные лодки на постоянной основе присутствуют и подо льдами Арктики. По понятным причинам, мы не будем вдаваться в детали этой работы, но могу сказать, что она проводится на регулярной основе, и Северный флот обладает колоссальным опытом подлёдного плавания и эксплуатации подводных и надводных кораблей в арктических условиях.

К слову, совсем недавно состав Северного флота пополнился новейшим дизель-электрическим ледоколом «Илья Муромец», который уже успел выполнить первое плавание по морям Северного Ледовитого океана.

Если подытожить, то хочу отметить, что все задачи, поставленные Северному флоту на зимний период обучения 2018 года, решены нами успешно.

— Вы коснулись темы новых кораблей и судов обеспечения. Скажите пожалуйста, насколько Северный флот обновляется и  как использует новую технику?

— Новую технику мы стараемся использовать, прежде всего, эффективно.

К примеру, недавно поступившее на вооружение флота многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус» в настоящее время принимает участие в международном учении сил поисково-спасательного обеспечения «Баренц – 2018». В ходе этого учения и экипаж судна получает хорошую морскую практику, и мы приобретаем опыт использования всех заложенных в него технических возможностей и характеристик во взаимодействии с остальными силами флота, а также при необходимости - со спасателями других ведомств и государств.

Общая и главная задача в Арктическом регионе – это поддержание стабильности.

Обеспечение безопасности реализации морской политики и нормальной экономической деятельности государства в арктических районах и районах зоны Северного морского пути – это приоритетное направление нашей работы. Деятельность сил Северного флота в этих районах абсолютно прозрачна и  соответствует положениям международного морского права, Уставу ООН.

Близится к завершению дальний поход ещё одного уникального судна Северного флота – океанографического исследовательского судна «Янтарь». В течение нескольких месяцев экипаж судна действовал в различных районах Мирового океана, в том числе и в Южной Атлантике, где принимал участие в поисках аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан». Нам еще предстоит тщательно проанализировать итоги этого дальнего похода, но уже сейчас можно говорить, что флот обладает самыми современными кораблями и судами, имеющими уникальные технические возможности.

Регулярно у нас обновляется и парк техники сухопутных и береговых войск. Прежде всего, это техника, предназначенная для действий в суровых климатических условиях Арктики и позволяющая создать больший комфорт для военнослужащих, несущих службу и выполняющих задачи в арктическом регионе. В числе этой техники – двухзвенные снегоболотоходы, снегоходы, квадроциклы, беспилотные летательные аппараты.

Хочу сказать, что с точки зрения современного оснащения Северный флот идет не только в ногу со временем, но по отдельным показателям и опережая его. В интересах обеспечения безопасности России в Арктике государством построены уникальные объекты на арктических архипелагах. Таких административно-жилых комплексов, как «Арктический трилистник» на архипелаге Земля Франца-Иосифа и «Северный клевер» на Новосибирских островах в настоящее время больше нет ни у кого в мире.

На этом мы, разумеется не останавливаемся, и деятельность по развитию арктической инфраструктуры продолжается и на ряде других арктических архипелагов.

— Какие ещё задачи решает Северный флот в Арктике?

— Много внимания мы уделяем научно-исследовательской и военно-исторической деятельности.

В настоящее время мы завершили подготовку личного состава, сформировали и соответствующим образом оснастили экспедиционный отряд, который в ближайшее время выдвинется в интереснейшую экспедицию по архипелагу Новая Земля, повторяя маршруты первопроходцев. Так совпало, что в нынешнем году «сошлись» несколько памятных дат: 285 лет исполняется Краснознаменному Северному флоту, 135 - первому пересечению Южного острова Новой Земли, 110 - походу через Северный остров, 105 - первому преодолению новоземельского ледяного покрова. Своей работой мы докажем, что для моряков-североморцев это не просто круглые даты, а значимые события в истории нашего государства и освоения его арктических территорий.

Военно-историческую деятельность мы продолжим и в других местах. На летний период обучения спланирован целый ряд мероприятий, связанных с исследованием мест, где в годы Великой Отечественной войны погибли или затонули корабли и подводные лодки.

Будет продолжена работа и на транспорте «Томас Дональсон», с борта которого в ходе тактико-специальных учений нашими специалистами поднят ряд исторических артефактов, ставших сегодня музейными экспонатами. Кстати, специалисты Северного флота первые, кому удалось восстановить поднятый со дна Баренцева моря танк «Шерман» до заводского состояния.

В настоящее время на флоте уже существует целый взвод исторической техники, отреставрированной нашими специалистами и принимающей участие в парадах и исторических реконструкциях. Поскольку количество такой техники постоянно увеличивается, мы задумываемся над тем, чтобы переформировать этот взвод в роту.

— Николай Анатольевич, а какие основные итоги боевой учёбы моряков-североморцев?

— По количественным показателям план боевой подготовки Северного флота за зимний период обучения выполнен на 116 процентов.

В зимнем периоде обучения личным составом флота проведено 94 зачетных учения, что почти в три раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Всего в зимнем периоде обучения проведено более 1600 зачетных мероприятий боевой подготовки и выполнено около 600 боевых упражнений с применением практического оружия. Показатели наплаванности подводных лодок и надводных кораблей находятся на уровне аналогичного периода  прошлого года и составляют оптимальное значение для эффективной и качественной боевой учебы в море.

Это мы коротко коснулись статистики. За сухими цифрами на самом деле  скрываются интереснейшие мероприятия боевой подготовки. Например, в апреле атомный подводный крейсер «Северодвинск»  выполнил зачётную ракетную стрельбу из подводного положения по береговой цели.

В Баренцевом море в ходе плановых учений с выполнением целого комплекса боевых упражнений подготовлен целый ряд тактических групп различных соединений надводных кораблей.

Большое значение уделялось также подготовке разнородных сил. По итогам данной работы на Северном флоте подготовлен ряд группировок разнородных сил, предназначенных для действий в море, в воздухе, на сухопутных театрах, а также в арктической зоне.

Мы стараемся планировать боевую учёбу таким образом, чтобы она была максимально эффективной и готовила личный состав Северного флота с учетом существующих современных угроз.

— Николай Анатольевич, какие задачи перед моряками-североморцами стоят на второе полугодие 2018 года?

– Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то это комплекс плановых мероприятий по подготовке к походам наших кораблей в Арктику, Атлантический океан и Средиземное море.

Нам также предстоит подготовиться к участию в стратегическом командно-штабном учении, достойно представить флот на конкурсах и состязаниях международных армейских игр «АРМИ-2018».

Отдельной задачей стоит плановая подготовка сил и личного состава Северного флота к торжественным мероприятиям, приуроченным к празднованию Дня Военно-Морского Флота России.

В числе  приоритетных задач остаётся целенаправленная деятельность по развитию и совершенствованию инфраструктуры в Арктике, поддержание высокой боеготовности сил  и войск флота.

И ещё одно направление нашей деятельности – это экологическая безопасность и очистка арктических территорий от мусора, оставшегося там с советских времен. В течение уже нескольких лет мы вывозим из Арктики скопившийся металлолом и решаем другие задачи по охране окружающей среды. В июне на арктических архипелагах продолжат работу подразделения экологической очистки, которые успешно решают задачу по очистке Арктики от мусора уже в течение трех лет.

Нам предстоит продолжить свою работу по развитию инфраструктуры в Арктике, созданию для наших военнослужащих, выполняющих задачи на арктических островах на постоянной основе, комфортных условий службы, отвечающих современным требованиям и стандартам.

Мы на регулярной основе будем присутствовать в различных районах Северного Ледовитого океана, нести боевое дежурство под водой и в воздухе, обеспечивать безопасность судоходства на трассе Северного морского пути.

Наряду с этим, мы продолжим исследовать и изучать Арктику – это целый комплекс гидрографических и океанографических работ, в том числе и научная деятельность по уточнению границ территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

– В День образования Северного флота, что Вы пожелаете военнослужащим и их семьям?

– Товарищи матросы и старшины, мичманы и офицеры!

Впереди у нас напряженная, ежедневная, кропотливая работа, состоящая из многочисленных морских походов, различных учений и системной профессиональной подготовки каждого военнослужащего, проходящего службу на Северном флоте.

Поздравляю всех Вас, Ваши семьи с 285-й годовщиной со Дня образования Северного флота и началом летнего периода обучения! Желаю крепкого здоровья, оптимизма, счастья и благополучия, мира и добра, новых свершений и успехов в службе и труде на благо России и Северного флота!

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false