Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

19.04.2013 (12:31)

Центр боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала дальней авиации) Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытанийМинистерства обороны РФ им. В.П. Чкалова


В соответствии с приказом Наркома обороны от 18 сентября 1940 г. № 0052 в Рязани на аэродромном узле «Дягилево – Ряжск» началось формирование 1-й Высшей школы штурманов Военно-воздушных сил (ВШШ ВВС) Красной Армии. Завершилось формирование к 1 января 1941 г. Первым начальником школы был назначен генерал-майор А.В. Беляков.

Главным управлением ВВС Красной Армии перед школой была поставлена задача по подготовке 250 летчиков и 250 штурманов со сроком обучения 7 месяцев. Школа состояла из 6 бомбардировочных эскадрилий. Три базировались на аэродроме Дягилево, одна — на аэродроме Ряжск, две — в зимний период работали с аэродромов Закавказского и Одесского военного округов. Самолетный парк штурманской школы состоял из самолетов ДБ-3Б, ТБ-3, СБ, У-2, УТ-8.

С началом Великой Отечественной войны из личного состава ВШШ сформирован 1-й дальний разведывательный авиационный полк, а 17 июля 1941 г. — 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк, который был полностью укомплектован летным и инженерно-техническим составом (54 экипажа на самолетах ДБ-3Ф) и отправлен на фронт.

1 августа 1941 г. ВШШ реорганизована в Учебный центр по переучиванию летно-технического состава и формированию новых частей на самолетах МиГ-3. Подготовлено 350 летчиков на самолет МиГ-3, из них сформировано 15 авиационных полков и отправлено на фронт.

В период интенсивной подготовки в школе находилось до 700 самолетов разного типа и назначения, только на аэродроме Дягилево находилось до 300 самолетов. В этот период части школы располагались на шести аэродромах и дополнительно на полевых аэродромах на прибрежных лугах рек Ока и Вожа. 14 октября 1941 г. школа перебазирована в город Карши. Из ее состава выведен истребительный отдел. 15 апреля 1943 г. ВШШ перебазирована на аэродромный узел Троицк.

В марте 1944 г. в соответствии с директивой Генерального штаба ВШШ переименована в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. Сформированы 4 полка по две эскадрильи на Ил-4, девятая эскадрилья — на самолетах Ли-2.

За годы Великой Отечественной войны в 1-й Рязанской высшей офицерской школе ночных экипажей подготовлено 387 экипажей самолетов ДБ-3Ф и Ил-4, 519 летчиков, 933 штурмана экипажа, 255 стрелков-радистов, 564 воздушных стрелка, 350 летчиков на МиГ-3.

В 1946 г. была вновь создана дальняя авиация ВВС, и школа перешла в её подчинение с наименованием «1-я Рязанская высшая авиационная офицерская школа дальней авиации». В 1946-1950 гг. здесь готовили летчиков, штурманов, а также воздушных стрелков-радистов на самолеты Ил-4, Ли-2, В-25. В 1950 г. школе была поставлена задача — переучить два полка в составе 55 экипажей школы и 66 экипажей 2-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии на самолет Ту-4. В 1951-1955 гг. годах личный состав школы занимался подготовкой летчиков, штурманов и других авиационных специалистов на самолетах Ту-4, Ли-2 и В-25.

В 1954 г. школа получила новое наименование — «30-я Военная авиационная школа боевого применения дальней авиации». В 1956 г. здесь началось освоение самолета Ту-16.

В 1961 г. 30-е Центральные курсы подготовки летного состава дальней авиации переформированы в Летный центр боевого применения и подготовки командиров кораблей дальней авиации. Отдел по освоению и боевому применению новой техники и 4-я эскадрилья осваивали на аэродроме Барановичи самолет Ту-22 с боевым применением ракет Х-22, а также начали первые полеты с ракетами КСР-2 и КСР-11 на самолете Ту-16.

Кроме того, летный состав Центра в частях дальней авиации на самолетах Ту-16 начал выполнять полеты на дозаправку топливом в полете. По всем этим мероприятиям шла длительная подготовка, теоретическое обучение, проведение тренажей, изучение опыта полетов на дозаправку в строевых частях и летчиков-испытателей.

Начало 70-х годов прошлого столетия отмечено освоением нового самолета для дальней авиации — Ту-22М и последующих его модификаций Ту-22М2 и Ту-22М3.
В 1972 г. начальником 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) назначен полковник Борис Балихин. Перед ним стояла задача — не снижая темпов подготовки летного и руководящего состава дальней авиации на старых типах самолетов, начать подготовку и освоение самолетов нового поколения. В 1972 г. 4-я эскадрилья начала переучивание на самолет Ту-22М.

На Центральных офицерских курсах ЦБП и ПЛС готовились офицеры-руководители среднего звена. Велось переучивание и подготовка различных категорий авиационных специалистов летного и технического состава. Задачи стояли очень сложные. Авиационная промышленность интенсивно выпускала самолеты Ту-22М-2, шла модернизация ракетных систем самолетов Ту-16.

В 1950-1960 гг. прошло переучивание нескольких потоков слушателей из иностранного контингента. Одним из них был президент Египта Хосни Мубарак.
В этих условиях ежегодно на Центральных офицерских курсах готовилось до 1000 человек личного состава. Часть преподавателей выезжала в авиационные части и на месте переучивали летный и технический состав на новые виды вооружения и авиационную технику.

В 1975 г. в учебном корпусе открылся музей дальней авиации. Он был создан к 30-летию Победы над фашистской Германией и открыт 29 апреля 1975 г. Музей создавался по инициативе и под непосредственным руководством командующего дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника В.В. Решетникова и начальника политотдела – члена военного совета генерал-лейтенанта Малиновского.

За годы существования музея его посетили более 100 тыс. человек, проведены более 5,3 тыс. экскурсий. Музей охотно посещают солдаты и офицеры, учащиеся и студенты учебных заведений, труженики предприятий города Рязани и многих городов России. В числе посетивших Музей маршалы и генералы, ученые, Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического труда, летчики космонавты, представители иностранных государств.

В 1981 г. Центр подчинен командующему 46-й воздушной армей Верховного Главного Командования. В этом же году получены первые самолеты Ту-22М3. 1983 году 2-я эскадрилья впервые получила самолеты Ту-95 для переучивания летного состава.

В 1987 г. на Центральных офицерских курсах вновь созданы циклы воздушной разведки, авиационной техники, авиавооружения, авиационного оборудования, радиоэлектронного оборудования, а также комплексный тренажер. В 1988 г. Центр подчинен командующему дальней авиации ВВС, 3-я эскадрилья перешла на самолеты Ту-22М3.

В декабре 1990 г. Центр отметил свое 50-летие. Итог деятельности личного состава Центра на то время — подготовка более 36 тыс. высококлассных специалистов, в том числе 800 экипажей, 12,5 тыс. летчиков, 9,6 тыс. штурманов, 15 тыс. других категорий летного состава.

В конце 1980 г. — начале 1990 г. части Центра активно работали по подготовке и переучиванию личного состава частей дальней авиации. В общей сложности в 1992-1993 гг. было переучено около 2,5 тыс. человек. За этими цифрами стоит огромный труд руководителей Центра и преподавательского состава Центральных офицерских курсов.

Вместе с тем Центр не прекращал подготовки летчиков на самолеты Ту-95МС и Ту-22М3. Вопреки всем препятствиям и различным трудностям с поставками топлива в эти годы удавалось выпускать по 20 командиров кораблей в год.

Преобразования в 43 ЦБП и ПЛС продолжалось и в последующие годы. 30 декабря 1997 г. был расформирован 49-й инструкторский тяжелый бомбардировочный полк, а также полки в Орске, Канске и Тамбове. По состоянию на 1 января 1999 г. в составе 43 ЦБП и ПЛС остались управление Центра, учебная эскадрилья, части обеспечения в Рязани на аэродроме Дягилево, комендатуры в Тамбове, Орске и Каменск-Уральском, Дом офицеров и 230-й авиаполигон. В начале 2000 г. была сформирована отдельная 388-я учебная эскадрилья на самолетах Ту-134 и Ан-26 в гарнизоне Тамбов.

В 2009 г. в связи с новой концепцией облика Вооруженных Сил РФ произошло объединение частей, базирующихся в гарнизоне Дягилево. В состав Центра вошел 203-й гвардейский Орловский авиационный полк самолетов-заправщиков.
В марте 2011 г. Центр вошел в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ им. В.П. Чкалова.

В 2012 г. было подготовлено более 20 командиров кораблей, на офицерских курсах прошли обучение 400 слушателей по различным авиационным специальностям. За 70 лет на Центральных офицерских курсах обучено около 60 тыс. специалистов летного и инженерно-технического состава на все типы самолетов, эксплуатируемых в дальней авиации ВВС России.

Видео предоставлено Телеканалом «ЗВЕЗДА» (18+)

1 2 3 4 5
-Не проголосовано-
Оцените информацию на данной странице
Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter Опубликовать ВКонтакте Опубликовать в FaceBook
Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false