Управлению навигации и океанографии МО РФ подчинены расположенные в Санкт-Петербурге Центральное картографическое производство Военно-морского флота, 373 центр (сбора и обработки гидрографической и гидрометеорологической информации, Военно-морского флота), 460 центр дальней радионавигации Военно-морского флота и Центральный склад гидрографическо-штурманского имущества Военно-морского флота, а также в специальном отношении подразделения Гидрографической службы ВМФ, дислоцированные в основных портах и военно-морских базах Российской Федерации.
Для производства исследований в океанах и морях в составе Гидрографической службы ВМФ сформированы океанографические и гидрографические экспедиции, отряды, дивизионы океанографических и гидрографических судов.
Наиболее ощутимый вклад в исследование Мирового океана сделан во второй половине ХХ в. С помощью специально созданных высокоточных систем сбора и обработки информации реализованы планы комплексного изучения обширных районов Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, выполнены работы у побережья Антарктиды. В результате собран большой объем информации по рельефу дна, физическим полям, гидрофизическим характеристикам водных масс Мирового океана, позволивший издать фундаментальный труд «Атлас океанов».
Созданная в нашей стране коллекция морских карт, насчитывающая более 6 тыс. номеров, по своему составу и качеству обеспечивает решение задач на море, стоящих как перед военными, так и перед гражданскими мореплавателями, хотя общая изученность Мирового океана, особенно его удаленных районов, а следовательно и их картографическая обеспеченность, по данным Международной гидрографической организации, составляет не более 22%.
Широкое внедрение электронно-вычислительной техники и средств автоматизации в современные системы судовождения привело к необходимости использования в навигации нового вида картографической продукции – электронных навигационных карт.
Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации участвует в международных проектах и поддерживает постоянные деловые связи с гидрографическими службами 68 стран мира. Обмен с ними новыми картами, руководствами для плавания, оперативной навигационной информацией обеспечивает разработку современных российских изданий, охватывающих воды зарубежных государств, в которых российские суда в соответствии с международным морским правом как правило, не проводят свои исследования.
В целях обеспечения безопасности мореплавания в водах России была создана надежная система навигационного оборудования. На побережье страны было развернуто более 4 тыс. объектов, в том числе 399 светящих маяков, 2538 светящих и несветящих навигационных знаков, 148 радиомаяков и радиолокационных маяков-ответчиков, 45 станций радионавигационных систем.
Для обслуживания средств навигационного ограждения и контроля за их работой ежегодно используется более 150 гидрографических и лоцмейстерских судов и катеров специальной постройки.
В ХХI в. маячная служба вошла с новыми технологиями, повышающими безопасность мореплавания:
- активно развивается сеть контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/НАВСТАР» на базе морских радиомаяков. Создание такой сети на подходах к основным портам России существенно повысит точность определения местоположения судов (до 5 метров) в радиусе 250 км от места установки станции;
- разработаны светооптические аппараты малой энергоемкости, значительно повышающие надежность и дальность действия светящих навигационных знаков и маяков;
- завершается создание системы контроля за средствами навигационного оборудования, основанной на использовании геоинформационных технологий и современных средств связи.
|