
Интервью командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева к 70-летию полигона Капустин Яр
— Сергей Викторович, какую роль сыграл полигон Капустин Яр в развитии отечественного ракетостроения? Почему именно он стал стартовой площадкой для первых советских ракет? В чём уникальность полигона?
— После Великой Отечественной войны ракетостроение становится приоритетным направлением развития отечественной «боронки. Чтобы отрабатывать новое ракетное вооружение, образно говоря, научить ракеты летать, требовались испытательные полигоны.
Для всех министерств Советского Союза, занимающихся созданием реактивного вооружения, постановлением правительства и создается такой полигон. Первым руководителем испытательной гавани всех отечественных ракет назначается 39-летний генерал-лейтенант Василий Иванович Вознюк, которому было поручено определить место будущего полигона и его формирование.
Были проведены рекогносцировки, тщательно проанализированы материалы и определено место в районе села Капустин-Яр. Выбор на бескрайнюю, безжизненную астраханскую степь пал не случайно. По трассе полета ракет не было населенных пунктов.
Учитывая, что потребовалось в короткое время наладить испытания — полигон стал единственной стартовой площадкой для отработки первых ракет.
За годы своего существования Капустин Яр стал мощным научно-исследовательским центром страны, школой непосредственной подготовки и обучения многих поколений ракетчиков. Офицерский состав полигона стал костяком созданного в 1955 году для испытаний межконтинентальных ракет полигона Байконур. Через школу полигона прошел весь личный состав стартовых батарей и дивизионов, оснащенных ракетами средней дальности от Р-12 до «Пионера». Во многом за счет наиболее подготовленного офицерского состава полигона комплектовались руководящие должности первых бригад особого назначения, Камышинского артиллерийского технического училища — прообраза Ростовского и Рижского высших командно-инженерных училищ, первых военных научно-исследовательских институтов и органов военного управления видов и родов войск.
На полигоне заложена база современного отечественного ракетного вооружения. Целых 10 лет (с 1947 по 1957 годы) полигон Капустин Яр оставался единственным местом испытаний советских баллистических ракет. За 70-летнюю его историю поставлены «на крыло» более 20 ракетных комплексов стратегического назначения Ракетных войск: от первой отечественной баллистической ракеты Р-1 до ракеты Р-5М, оснащенной ядерным зарядом, от ракет средней дальности Р-12, Р-14 и первых твердотопливных «королевских» ракет РТ-1 до подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», составляющего ныне основу мобильной группировки РВСН.
На полигоне в полевых условиях испытаны практически все базовые элементы современных автоматизированных систем боевого управления и связи РВСН, позволяющие гарантированно довести приказы на пуски ракет.
В 1998 году полигон был преобразован в 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации. В дальнейшем, за всю историю полигона на нем испытано более 200 комплексов и систем вооружения. Это ракетные комплексы стратегического назначения и их боевое оснащение, комплексы противоракетной обороны, ракетные комплексы оперативно-тактического и тактического назначения, зенитные ракетные системы и комплексы войсковой ПВО и ПВО Воздушно-космических сил, радиолокационное вооружение, космические аппараты и ряд других современных систем отечественного вооружения. Сегодня можно констатировать, что поставленная в послевоенные годы перед отечественной наукой и промышленностью задача по созданию ракетно-ядерного щита была с честью выполнена, и это в дальнейшем внесло существенные коррективы в общую геополитическую расстановку сил в мире, привело к ограничению стратегических вооружений и началу взаимного ядерного разоружения.
В настоящее время 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр представляет собой единый научно-исследовательский комплекс, имеющий развитую экспериментально-техническую базу, выгодные климатические условия, территорию и воздушное пространство, позволяющие проводить испытания и совместную отработку оборонительных и наступательных систем вооружения в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил РФ. В частности, для испытаний элементов боевого оснащения баллистических ракет полигон «Капустин Яр» является уникальным. Только его испытательные трассы и полигонный измерительный комплекс позволяют испытывать перспективное боевое оснащение во всем диапазоне возможных условий его доставки к целям.
— По каким тематикам проводятся испытания на полигоне? Какая роль при этом отводится внедрению и апробации передовых разработок в сфере противоракетной обороны?
— На полигоне Капустин Яр проводятся испытания в интересах Сухопутных войск, Воздушно-космических сил, Военно-Морского Флота и Ракетных войск стратегического назначения. Тематики разнообразные: от испытания новых комплексов и систем вооружения, до отработки их отдельных элементов.
Но основными остаются испытания ракетных комплексов стратегического, оперативно-тактического и тактического назначения, а также, их боевого оснащения, зенитных ракетных комплексов и систем, радиотехнического вооружения и автоматизированных систем управления.
Конечно же, мы серьезно относимся к отработке комплекса средств преодоления противоракетной обороны. Можно даже сказать, что наряду с перевооружением войск на новые типы ракетных комплексов этому вопросу придаётся первостепенное оборонное значение.
Как известно, в этом году завершится модернизация экспериментальной испытательной радиолокационной станции «Неман-П», направленная на расширение информационных возможностей и увеличение рубежей работы станции, продления сроков эксплуатации и повышение её эксплуатационной надёжности.
Кроме того, на полигон поставлены новейшие оптико-электронные комплексы и системы, современные приёмо-регистрирующие станции и аппаратура системы единого времени. Говоря более простым языком, все эти перспективные технические новинки придадут измерительному комплексу более острое зрение и чуткий слух, что особенно важно на конечном участке трассы полёта ракет.
С этой целью РВСН приступили и проводят работу по переоснащению испытательного полигона Сары-Шаган в Республике Казахстан.
— Сколько пусков ежегодно проводится на полигоне по тематике противоракетной обороны? С чем связано повышение интенсивности испытаний ракетного вооружения различного назначения в последние годы?
— Безусловно, количество пусков МБР и варьируется и изменяется по различным причинам, поэтому я бы воздержался от однозначного, категоричного ответа с чёткими статистическими выкладками. Но если брать в расчёт среднестатистические показатели за последние годы, то эта цифра будет составлять 4—5 пусков.
Интенсивность пусков выросла, прежде всего потому, что на данное время приходится завершающий этап разработки и создания ракетных комплексов и их боевого оснащения.
Если же говорить о пусках противоракет ближнего перехвата, то они тоже проводятся с периодичностью до двух пусков в год с целью продления сроков эксплуатации. Выполнение задач по отработке перспективных и передовых разработок в сфере противоракетной обороны выполняется в соответствии с плановым развитием данных систем.
В целом, повышение интенсивности проводимых на полигоне испытаний связано с планами развития Вооружённых Сил РФ в рамках Государственной программы вооружения, которые направлены на максимальное переоснащение и модернизацию стоящих на вооружении комплексов ракетного вооружения различного назначения. В настоящее время работы по созданию перспективных комплексов и образцов ракетного вооружения находятся на стадии лётно-конструкторских и государственных испытаний, что и обуславливает столь заметное повышение испытательных работ на полигоне Капустин Яр.
— Сколько образцов вооружения планируется испытать на полигоне в 2016 году?
— Полигон участвует в создании образцов вооружения на основных этапах жизненного цикла, решая задачи от рассмотрения эскизных и технических проектов, разработки программ и методик испытаний до оценки характеристик образцов и эффективности их боевого применения.
Повторюсь, что на полигоне отрабатываются и испытываются как комплексы вооружения в целом, так и их составные части.
Основные из них это — испытания ракетных комплексов «Искандер» и его модернизация, испытания зенитных ракетных комплексов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и, конечно же, боевое оснащение ракетных комплексов стратегического назначения.
Проверку полигоном прошли все самые перспективные образцы вооружения, которые по праву считаются гордостью российской оборонки. Достаточно сказать, что именно полигон подарил жизнь таким новинкам, как ракетный комплекс оперативно-тактического назначения «Искандер-М», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» и «Бук», зенитные ракетные системы С-300 и С-400, реактивные системы залпового огня «Смерч».
Необходимо подчеркнуть, что именно здесь ежегодно испытываются порядка 20 образцов вооружения и военной техники, а в последние несколько лет эта цифра возросла почти вдвое.
В целом на полигоне в рамках различных тем ежегодно проводятся около 300 пусков ракет, мишеней и реактивных снарядов, а в 2015 году таких пусков было более 500.
— Планируют ли РВСН в дальнейшем совершенствовать средства преодоления ПРО наших МБР или мы достигли таких результатов, что даже перспективная ПРО вероятного противника ядерному щиту России не угрожает?
— Несомненно, работа по совершенствованию средств преодоления противоракетной обороны нашими МБР активно ведется в настоящее время. Это обусловлено тем, что США не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать свою систему ПРО, в том числе с размещением ее элементов в Европе.
Поэтому особое внимание при разработке новых РК уделяется проблеме преодоления ПРО. Новые ракетные системы РВСН обладают повышенными возможностями по преодолению существующей и перспективной глобальной системы ПРО. Это достигается и за счет сокращения участка разгона МБР, и за счет новых видов боевого оснащения с труднопрогнозируемой траекторией полета, и за счет новых средств преодоления ПРО.
Перспективные МБР дают возможность доставлять боевые блоки к целям не только по энергетически оптимальным траекториям с прогнозируемыми азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, что вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую противоракетную оборону.
Угрозы для РВСН со стороны европейского сегмента ПРО носят ограниченный характер и в настоящее время не приводят к критическому снижению боевых возможностей РВСН.
— Какие перспективы у полигона противоракетной обороны Сары-Шаган, расположенного в Республике Казахстан?
— Полигон в Сары-Шаган имеет уникальное географическое расположение и объекты экспериментально-испытательной базы, которых сегодня на территории Российской Федерации нет. Для Ракетных войск стратегического назначения это финишный участок, позволяющий оценить работу комплекса средств преодоления противоракетной обороны и элементов боевого оснащения, для воздушно-космических сил, площадка для продления сроков эксплуатации существующих систем противоракетной обороны.
По сути, полигон Сары-Шаган является единственным полигоном, где в полном объёме можно провести испытания систем ПРО, которые соответствуют реальной обстановке. Так, на данном полигоне находятся испытательные РЛС «Неман», «Дон», которые проводят обнаружение реальных элементов боевого оснащения, запускаемого с полигона Капустин Яр.
Учитывая важность решаемых задач, на полигоне сегодня проводится серьезная работа по его модернизации и переоснащению на современные средства. В 2016 году планируем в полном объеме завершить работы по переоснащению полигонного измерительного комплекса и систем связи. Перспективы есть, и что немаловажно, весьма осязаемые.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в течение двух последних лет совместно с казахстанской стороной проводим работу по передаче земельных участков, не используемых Российской Федерацией по прямому предназначению. Это позволит существенно оптимизировать состав боевых полей, арендуемых у Республики Казахстан.
— Перейдет ли полигон Капустин Яр на автоматический режим работы после модернизации полигонного измерительного комплекса?
— Безусловно, и произойдёт это, я вас уверяю, в самое ближайшее время. Ракетные войска стратегического назначения к решению данной задачи приступили ещё в 2013 году. Для этой цели был составлен план работ, которые сейчас воплощается в жизнь. В этом году планируем провести государственные испытания автоматического измерительного пункта. Основные усилия в данном вопросе сосредоточены на создании на полигоне каналов передачи данных, построенных на базе высокоскоростных радиорелейных станций и волоконно-оптических линий, расширении мощностей информативно-вычислительного центра полигона.
— Какими темпами переоснащаются соединения РВСН на новые ракетные комплексы? Какие приоритеты Вы ставите перед собой при развитии перспективной группировки? Какая роль в ней будет отведена ракетному комплексу «Ярс»?
— Темпы перевооружения Ракетных войск стратегического назначения спланированы и утверждены с учетом ряда военно-технических рисков и факторов.
Во-первых, конечно, учитываются прогнозные оценки создания в мире новых видов и типов вооружений, способных оказать негативное влияние на выполнение боевых задач группировки РВСН, прежде всего, в области средств противоракетой обороны.
Во-вторых, они тесно увязаны с темпами вывода из боевого состава ракетных комплексов предыдущих поколений, таких как, например, «Тополь» или «Стилет».
В-третьих, большое влияние оказывает необходимость выполнения договорных обязательств по сокращению стратегических наступательных вооружений с объективным уменьшением количественного состава группировки и одновременное сохранение ее возможностей для выполнения поставленных задач.
В-четвертых, для оценки темпов перевооружения РВСН немаловажными оказываются анализ возможностей предприятий отечественного ОПК по своевременному выполнению намеченных планов создания и поставки в войска новых комплексов и связанных с этим рисков.
В любом случае, в планах перевооружения приоритетной является задача поддержания группировки, обеспечивающей в составе стратегических ядерных сил России гарантированное выполнение разноплановых задач ядерного сдерживания. Такая задача во многом решается за счет ввода в боевой состав современных ракетных комплексов и придания группировке принципиально новых качественных свойств для парирования существующих и перспективных военно-технических угроз.
Успешная реализация мероприятий перевооружения обеспечит наращивание доли современных ракетных комплексов в группировке РВСН с 56% в этом году до 70% к 1 января 2018 г., а в 2022 г. — до 100 %.
При этом, ракетному комплексу «Ярс» отводится первостепенная роль. На этот комплекс будут перевооружены практически все ракетные дивизии мобильного базирования, а также Татищевская (частично) и Козельская ракетные дивизии, где «Ярс» будет поставлен в шахтном варианте. К концу 2021 года ракетный комплекс «Ярс» будет составлять примерно половину боевого состава РВСН.
— Как усиливается мобильная группировка РВСН? Каким будет соотношение между стационарной и мобильной компонентами? Нужны ли Ракетным войскам комплексы стационарного базирования с учетом развития высокоточного оружия вероятного противника?
— Как уже отмечалось, основу мобильной группировки составит ракетный комплекс «Ярс». За счет перевооружения РВСН на этот комплекс будет ликвидировано количественное уменьшение боевого состава РВСН на рубеже 2021 года ввиду вынужденного вывода из него подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь», сроки эксплуатации которых к этому времени уже истекут. Многовариантность типажа боевого оснащения новых комплексов «Ярс» в совокупности с установкой современных комплексов преодоления противоракетной обороны значительным образом усилят возможности перспективной мобильной группировки.
Рассматривая соотношения стационарной и мобильной группировок РВСН, то можно отметить, что на рубеже 2021 года количественные показатели группировок сравняются, однако возможности стационарной группировки будут по-прежнему выше за счет наличия в ней группировки тяжелых ракет. Более того, вклад стационарной группировки тяжелых МБР (типа «Воеводы» или «Сармата») по сравнению со стационарной группировкой легких МБР («Тополь-М», «Ярс») будет до 4 раз больше по всем показателям, используемым для оценки эффективности боевого применения группировки РВСН.
— Какие уникальные испытания планируется провести на полигоне до 2020 года? Будут ли создаваться в РВСН новые полигоны?
— Каждое испытание по-своему уникально, поэтому можно говорить о том, что испытание новых образцов вооружения и есть уникальное явление, выполняемое иногда один раз…
В последнее время активно развиваются системы и средства наблюдения за проведением испытаний нашего ракетного и специального вооружения, которые позволяют просматривать практически всю трассу полёта ракеты и её боевого оснащения. Это по понятным причинам нас не может устраивать. Тем не менее, новые крупные полигоны в ближайшей перспективе создавать не планируется. В то же время, учитывая бурное развитее цифровых информационных технологий, средств измерений, испытательной базы позволяют создавать мобильные (перебазируемые) комплексы обеспечения испытаний. Кроме того, нормативно-правовая база позволяет РВСН проводить работу по эпизодическому отчуждению и использованию новых необходимых районов падения. Более того, в настоящее время это экономически более оправдано.