Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Центральный музей Воздушно-космических сил

Концепция создания Центрального музея ВКС

У «Патриота» вырастут «крылья»

В главном военно­патриотическом парке страны появится масштабная экспозиция, рассказывающая об истории и нынешнем дне отечественной авиации.

Созданный в октябре 2014 года Военно­патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» стал за прошедшие годы местом проведения масштабных, знаковых мероприятий военно­патриотической направленности, площадкой для организации различных акций и даже в какой­-то степени – визитной карточкой Российской армии и флота, оборонно­промышленного комплекса страны.

Выступая на церемонии официального открытия парка в июне 2015 года, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу уже тогда в числе будущих направлений развития «Патриота» назвал создание на его базе полноценного музея авиации.

По замыслу, предложенному порядку воплощения в жизнь этот проект обещает стать уникальным событием не только музейной жизни, но и, без преувеличения, ключевым этапом той нынешней масштабной работы по сохранению истории страны и её Вооружённых Сил, которую инициирует и проводит Минобороны России. Центральный музей Воздушно­космических сил РФ должен стать органичным элементом практической деятельности в сфере военно­патриотического воспитания, зримым примером реализации инициатив военного ведомства в области образования, центром распространения и популяризации знаний, сбережения научно­технического достояния государства.

Проект поистине амбициозен – так говорят все, кто ознакомился с эскизом будущего музейного комплекса. Впечатляют и форматы предложенных решений, и сама концепция. По сути, площадок данного тематического профиля на территории «Патриота» будет несколько: целый ансамбль объектов наглядно расскажет об истории, нынешнем дне и в определённой степени о будущем отечественной военной и гражданской авиации.

Авторами идеи предложен наиболее оптимальный и по­своему выигрышный – как с эстетической точки зрения, так и с позиции логики восприятия – принцип тематико­хронологической последовательности построения экспозиций. Он заключается в том, чтобы с достаточной степенью достоверности и полноты исполнения отобразить все этапы развития авиации – от зарождения до боевых будней в годы Великой Отечественной войны, от становления в мирное время до показа состояния нынешних Воздушно­космических сил России – как говорится, наглядно и популярно.

С этой целью само пространственно­художественное решение будущего музейного комплекса предлагается выстроить на основе периодизации истории. В этом – магистральная идея и задумка. Никакой хаотичности, разброса, никаких непонятных нагромождений и конструкций, не связанных друг с другом по времени и тематике. Экспонаты, отображающие события и достижения разных исторических периодов, будут размещены с учётом строгого тематического и временного разграничения. Иными словами, одномоторные бипланы довоенного периода никак не смогут соседствовать с современными реактивными истребителями – посетитель должен и сможет пройти (в буквальном смысле) по всей исторической цепочке.

Революционным можно считать и предложение организовать отдельную экспозицию, рассказывающую о труде конструкторов, проектировщиков, исследователей: это будет целевая тематическая площадка, детально раскрывающая эту сторону развития отечественной авиационной техники.

И в каждом пропеллере дышит

Исходя из состава коллекции будущего музея, площадь под его размещение (в том числе с учётом перспектив дальнейшего расширения) может составить не менее 25 гектаров. Местом «дислокации» комплекса станет территория, находящаяся в непосредственной близости от нынешней зоны военно­исторической реконструкции парка «Патриот» – там, где любители военной истории устраивают сейчас свои «баталии». К слову, здесь же появится и взлётная полоса для малой авиации: 650­метровый участок сыграет с одной стороны роль полевого аэродрома времён Великой Отечественной войны, а с другой – позволит устраивать реальные демонстрационные полёты исторической авиатехники во время проведения различных мероприятий.

Проект будущего музейного пространства с точки зрения его архитектурно­художественного исполнения предложено разработать с учётом, прежде всего, специ­фики экспонируемых образцов. Ведь известно, что одной из главных особенностей демонстрации авиационной техники является наличие внушительных по объёму пространств, их «воздушность». С этой целью проектировщиками будет предусмотрена возможность подвеса летательных аппаратов на гибких крепежах. Что же касается «воздуха», то его добавит повсеместное применение в помещениях прозрачных конструкций. В том числе – на крыше.

Для комфорта посетителей, полного обозрения всей масштабной выставочной площади предусмотрено сооружение специальной смотровой зоны. Устроенная на достаточной высоте, она позволит знакомиться взглядом с экспозициями, размещёнными даже на улице. Оригинальным решением станет и применение в качестве одного из архитектурных приёмов крыльев исполинского авиалайнера. Смонтированный на самом верхнем ярусе этот элемент конструкции объединит все три экспозиционно­выставочных корпуса, по сути – накроет их своим разлётом. К слову, площадь каждого такого павильона составит 10 тысяч квадратных метров. Здесь действительно будет где развернуться – и музейщикам, и посетителям.

Не забыты и новации в организации музейно­выставочной работы. Сегодня мало просто прийти на выставку: люди хотят погружаться в историю более глубоко, узнавать что­то новое, раскрывать для себя какие­то тайны. Поэтому при создании Центрального музея ВКС России предложено учесть возможность применения современных мультимедийных технологий по максимуму. Речь идёт, к примеру, об использовании устройств так называемой дополнительной реальности, когда экспонаты представляются в динамике с помощью средств адаптированной компьютерной графики. Кроме того, образовательной, просветительской деятельности музея будет способствовать обустройство специализированных помещений, таких как лекционный зал, оборудованный аппаратурой для кино­ и видеотрансляции, научно­техническая библиотека, экспериментальные лаборатории и цеха авиамоделирования, а также площадки авиатренажёров и симуляторов.

Чтоб сказку сделать былью

Инициаторы обустройства на базе парка «Патриот» полноценного музея авиации не  скрывают: цель проекта в том, чтобы сформировать в рамках будущего комплекса своего рода культурно­образовательный, научно­технический центр. Такой, который на достойном уровне показывал бы историю развития ВВС, демонстрировал реальные достижения России в сфере освоения воздушного и космического пространства. Их – этих достижений – немало, вот почему приоритетной задачей является напоминание о том, что Россия во все времена была и остаётся мировым лидером в разработке, производстве и внедрении передовых технологий и решений в авиации и космонавтике.

Как уже было сказано, площадь крытых экспозиционно­выставочных павильонов составит в общей сложности 30 тысяч квадратных метров (три корпуса по 10 тысяч). Помимо этого, на территории кластера будут устроены открытые выставочные площадки (для размещения как минимум 10 оригинальных экспонатов), а также площадки с навесами для стоянки не менее чем 150 образцов. Речь идёт о конкретных видах авиационной техники, выставленной на всеобщее обозрение. Естественно, что в таких условиях её содержание будет бережным, а это особенно важно, учитывая возраст и физическое состояние некоторых экземпляров. Кстати, не лишним будет упомянуть, что в отдельное направление деятельности музейного комплекса планируется выделить реставрационную работу: для этого предлагается организовать специализированные мастерские, привлечь соответствующих специалистов, сформировать техническую и ремонтную базу.

Более того, для эффективной работы в этом направлении при музее предполагается сформировать полноценную технико­эксплуатационную часть, персонал которой целенаправленно зай­мётся восстановлением образцов авиационной техники, её приведением в исторически и конструктивно достоверное состояние. Особенно это касается раритетных экземпляров: для их приведения в первоначальное состояние будут затребованы из отраслевых архивов оригинальные чертежи, эскизы, схемы, будет организован поиск оригинальных запасных частей либо изготовление их идентичных реплик.

Есть мнение, что свою лепту в подобную «реновацию» внесут и волонтёры: прежде всего энтузиасты военно­исторических клубов и объединений. В этот же круг могут войти эксперты, коллекционеры – таких в нашей стране, как и по всему миру, немало! Но, конечно, последнее слово и окончательное решение будет за профессиональными специалистами, на которых, собственно, и ляжет ответственность за восстановление техники, нуждающейся в ремонте. В общем, музей сможет по­настоящему объединить тех, кто влюблён в небо, кто искренне увлечён авиацией.

Интересно, что есть задумка довести некоторые экспонаты до такого состояния, что они вполне смогут подняться в небо. Подарить второе рождение, дать шанс вернуться в полноценную жизнь – это ли не чудо для тех крылатых машин, что давно «списаны» и отправлены на вечную стоянку!

При этом некоторые экспонаты будущего ЦМ ВКС не только  займут своё место на статических экспозициях. Они сами станут элементами интерактивных музейных объектов.

По такому принципу предполагается обустроить пространство советского «Конкорда» – авиалайнера Ту­144, образец которого должен составить гордость будущей коллекции музея. Вся внутренняя экспозиция самолёта будет посвящена теме развития гражданской авиации, причём здесь также предполагается совместить реальные экспонаты с мультимедийными технологиями. В частности, на авиационном симуляторе посетители смогут испытать себя в роли пилота настоящего воздушного судна, попробовать свои силы и возможности в управлении авиалайнером в небе.

Не меньше интерактива должно быть и в экспозиции, устроенной на борту другого летательного аппарата – вертолёта Ми­12. Эта «музейная площадка», также напичканная передовыми системами информирования, станет местом демонстрации возможностей ВКС России, рассказа об истории, нынешнем и завтрашнем дне этого вида Вооружённых Сил.

Вообще, технологий в этом технологичном музее должно быть предостаточно. Здесь и инновационные справочные системы, и инфографика, и сенсорные панели, и 3D­моделирование, и симуляторы самой высокой степени достоверности, и системы навигации. Но даже на этом фоне особенно дерзким, стремительным выглядит проект сооружения настоящей канатной дороги! Эта линия должна связать основной центр парка с его объектами, в том числе с расположенным неподалёку аэродромом Кубинка, что позволит посещать демонстрационные выступления пилотажных групп ВКС России в дни подобных показов.

Всё выше, выше и выше

Парк «Патриот» не зря называют уникальным национальным проектом. Этот многофункциональный комплекс, созданный относительно недавно, объединил в себе музейно­выставочную, познавательную, культурно­историческую составляющую. А ещё – духовную, принимая во внимание строящийся на этой территории Главный храм Вооружённых Сил. Идея сооружения собора, предложенная министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу, получила широкую поддержку в обществе: на благое начинание откликнулись многие россияне, внеся посильную лепту в строительство храма. И поток перечислений не иссякает.

Создание Центрального музея Воздушно­космических сил – из того же разряда. Это начинание перспективное, далеко идущее. И нет сомнений, что идея будет воплощена в жизнь, учитывая настойчивость нынешнего руководства Минобороны России в реализации самых смелых, самых масштабных и креативных идей.

Выигрышным, по мнению многих экспертов авиационной сферы, представляется проект и в свете его функционирования под эгидой Центрального музея Вооружённых Сил. Прямое сотрудничество с таким известным учреждением, статус которого в мировом музейном сообществе неоспорим, позволит создать условия для заботливого хранения, изучения и публичного представления исторических образцов авиационной техники, многие из которых являются памятниками отечественной научно­технологической мысли. Подобное взаимодействие – главного военного музея страны и действующего под его крылом Центрального музея ВКС, безусловно, позволит предметнее обобщать, консолидировать информацию в области истории авиации, формировать основы публичного научного центра технической направленности. А ещё практика показывает, что посещение экспозиций, подобных площадкам будущего авиационного музея в парке «Патриот», позволит приобщать к серьёзной творческой работе, к конструированию, изобретательству нашу молодёжь. Ведь именно с подобных эмоций начиналась в своё время дорога в небо у создателей отечественной авиационной техники, имена которых прославили наш авиапром  – Ильюшин, Туполев, Яковлев…

К тому же нельзя не отметить, что последние годы в мире наблюдается настоящий всплеск интереса к выставкам техники, к специализированным музейным и историческим экспозициям. К примеру, Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне за год посещают не менее 6 миллионов человек. Подчеркнём: комплекс этот действует под эгидой знаменитого Смитсоновского института, считается государственным учреждением и финансируется правительством.

Не пустуют павильоны и музея «Авиационная верфь Шлайсхайм» в Мюнхене. В его залах выставлено более 110 натурных образцов, а также имеется обширная коллекция масштабных моделей, наглядно показывающих состав авиации Германии, США, СССР, Англии, Франции в разные исторические периоды. Всё это разрешается трогать, ко всему можно прикасаться. Имеется возможность посидеть в кабине пилота, а на некоторых раритетных самолётах – даже полетать в качестве пассажира! Действует учреждение также в качестве филиала Немецкого музея достижений естественных наук и техники, а его общая посещаемость превышает 1,2 млн человек в год.

Отрадно, что теперь такой проект будет реализован и в России. Да не где­нибудь, а на территории завоёвывающего всё большую популярность учреждения с символичным именем «Патриот». То, что у парка появятся свои «крылья» в виде полноценной авиационной экспозиции, – процесс вполне оправданный и своевременный.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false