Карта сайта
RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Структура < Подробнее

8-я Авиационная дивизия (особого назначения) ВКС России

6 октября 1942 года приказом наркома обороны СССР была сформирована 2-я авиационная дивизия особого назначения.

Однако её история уходит в далекий 1927 год, когда на центральном аэродроме ВВС в Москве в НИИ ВВС было сформировано отдельное авиационное звено особого назначения. Командиром звена был назначен Семен Александрович Шестаков. В 1928 году звено было преобразовано в отряд. В 1933 году отряд был преобразован в отдельную авиационную эскадрилью особого назначения.

Начало выполнения специальных заданий, связанных с перевозкой высшего военного руководства страны, было положено в сентябре 1928 года перевозкой Наркома обороны К. Е. Ворошилова.

В 1927 году командир звена Шестаков А.С. вместе с механиком Фуфаевым Д.В. на самолете АНТ-3 совершил перелет Москва - Токио - Москва, протяженностью 22 тысячи километров. В 1929 году летчиками Шестаковым А.С., Болотовым Ф.Е., штурманом Стерлиговым Б.В. и механиком Фуфаевым Д.В. был совершен межконтинентальный перелет в США через Сибирь с посадками в городах Сан-Франциско, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк протяженностью 21 242 километра, из них 8 000 над водой.

Боевое крещение эскадрилья (особого назначения) получила в боевых действиях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Экипажи транспортных самолетов обеспечивали перебазирование истребительных частей, перевозку необходимого оборудования, вооружения и боеприпасов. Здесь впервые на самолетах эскадрильи из района боевых действий в госпитали Дальнего Востока переправлялись раненые. Опыт, приобретенный в ходе боевых действий с японцами, пригодился нашим летчикам в ходе финской кампании 1939-1940 годов. Практически все грузы: продовольствие, боеприпасы, почту, ГСМ, а также транспортировка бойцов и вооружения в труднодоступные районы проводилась военно-транспортными самолетами.

В декабре 1940 года авиационная эскадрилья была преобразована в отдельный авиационный полк особого назначения. Командиром полка был назначен Н.А. Мурзин.

С первых дней Великой Отечественной войны экипажи полка приняли участие в обеспечении боевых действий. Уже 22 июня полковник Грачев на самолете ДС-3 перевез в Минск маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова, а ст. лейтенант Е.А. Смирнов доставил в Киев начальника Генерального штаба Г.К. Жукова. Самые опытные экипажи были отправлены в распоряжение командующих ВВС Юго-Западного фронта и Западного фронта.

Осенью 1942 года на базе полка была создана 2 авиационная дивизия (особого назначения), о чем и был подписан 6 октября приказ Народного комиссара СССР. Командиром дивизии был назначен полковник Грачев Виктор Георгиевич. Первоначально в состав дивизии вошли 3 транспортных авиационных полков, ближнебомбардировочный авиационный полк, авиационный полк связи, истребительный авиационный полк, санитарный авиационный полк, авиационная эскадрилья инспекции ВВС Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны авиаторы дивизии выполняли самые ответственные задания: перевозка высших должностных лиц государства и Вооруженных Сил, членов зарубежных военных миссий и представителей иностранных государств, обеспечение перебазирования авиационных частей с тыловых аэродромов к передовой линии фронта, доставка медикаментов и срочных грузов в действующие армии, а боеприпасов и оружия партизанам за линию фронта.

Во время Великой Отечественной войны каждый экипаж выполнял по 20-30 заданий в месяц. Летчиками дивизии было переброшено по воздуху 280 тысяч военнослужащих, более 25 тысяч тонн грузов. Для этого потребовалось совершить около 80 тысяч боевых вылетов.. Более 5000 адоновцев за проявленное мужество и героизм награждены боевыми орденами и медалями. 18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные на фронте с немецко-фашистскими захватчиками, дивизия была награждена орденом Боевого Красного Знамени.

Особое место в истории 2-й ад(он) занимают полеты, связанные с перевозкой Советского правительства и представителей Верховного Главнокомандования Красной Армии, высокопоставленных лиц иностранных государств. Самые лучшие экипажи дивизии без единого срыва выполнили все ответственные задания. Среди них - обеспечение правительственных перелетов на конференции в Тегеран (1943 года), Ялту (1944 год), Потсдам (1945 год), Сан-Франциско (1945 год), Париж (1946 год), где решались вопросы итогов Второй Мировой войны, проблем будущего развития мирового порядка.

В послевоенные годы 2-я ад(он) продолжала выполнять специальные задания особой важности. В 1948-1950 годах 49 экипажей соединения участвовали в изучении побережья Северного Ледовитого океана. Командиры кораблей капитаны Севостьянов И.Г. и Макаров Д.А. за проявленные мужество и героизм награждены орденами Ленина и медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1948 году экипажи дивизии оказывали помощь пострадавшим от землетрясения жителям Ашхабада, в январе-мае 1950 года занимались освоением «слепых полетов», проводили разведку места строительства Байконура.

1 июня 1960 года на базе дивизии была создана 10-я отдельная Краснознаменная авиационная бригада (особого назначения) ВВС, место базирования было перенесено на подмосковный аэродром Чкаловский. Командиром был назначен генерал-майор Константинов Борис Михайлович. Здесь личным составом 10-й оаб(он) в числе первых в ВВС были освоены новые типы турбовинтовых и турбореактивных самолетов: Ил-18, Ту-104, Ан-12, Ту-124, Ту-134, Ил-62, Ту-154.

За достигнутые высокие результаты в летной выучке, мужество и воинскую доблесть, проявленную при выполнении специальных полетов, 23 апреля 1975 года Бригаде особого назначения был вручен Вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

31 декабря 1981 года Директивой Министра обороны СССР была сформирована 8-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения. Командиром дивизии был назначен генерал- майор Викторов Константин Андреевич. Экипажи дивизии успешно выполняли и выполняют специальные задания в Анголе, Эфиопии, Мозамбике, на Кубе, в Югославии, в Чеченской республике и других «горячих» точках.

В частях дивизии в разное время служили:

  • дважды Герои Советского Союза:   Гареев Муса Гайсинович, Плотников Павел Артемьевич;
  • Герои Советского Союза: Шахт Эрнст Генрихович, Орлов Федор Никитович, Матвеев Иван Федорович, Амелин Георгий Иванович, Шалимов Владимир Федорович, Шорников Александр Сергеевич (также удостоен звания Народного Героя Югославии).

В 1997 году экипаж самолета Ил-18Д (командир корабля подполковник Серебров В.А.) обеспечил замену 41-й российской антарктической экспедиции на 42-ю. Неоднократно экипажи полковников Вольхина, Загоруйко, Марьина совершали с первыми лицами Министерства обороны облет вокруг Земного шара. Дивизия принимает участие в международной акции «Солидарность с детьми Чернобыля». Только в рамках этой программы было перевезено более 10 тысяч детей.

На протяжении исторического пути летные экипажи дивизии всегда обеспечивали успешное выполнение специальных заданий «в горячих точках» по всему миру: Афганистан, Вьетнам, Лаос, Конго, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Югославия, Куба. Принимали непосредственное участие в обеспечении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе и выполняли задачи по эвакуации раненых и больных в госпитали округа и центра. Выполняли задачи в зоне вооруженного конфликта по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта.

С 1 декабря 2009 года в соответствии с директивами Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба была сформирована 6991 Краснознаменная авиационная база (1 разряда) с передачей ей боевого знамени, ордена «Красное знамя», почетных наименований и исторического формуляра.

В декабре 2010 года 6991 авиационная база была расформирована и сформирована 800-я авиационная база (особого назначения, 2 разряда).

В 2015 г. в ходе обеспечения учений Воздушно-десантных войск, а так же жизнедеятельности сотрудников дрейфующей станции «Барнео» Русского географического общества, экипажи авиабазы произвели особо сложные перелёты в зоне сурового арктического климата архипелага Земля Франца Иосифа, посадки на безориентирную местность - ледовый аэродром дрейфующей станции «Барнео» в районе Северного Полюса и аэродром Темп на Новосибирских островах.

23 февраля 2017 года 800-я авиационная база (особого назначения, 2 разряда) переформированы в 8-ю авиационную дивизию особого назначения Воздушно-космических сил.

Наверх
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Русский  |  English  |  Français  |  Español  |  العربية Для слабовидящих  |  PDA  |  WAP
© Министерство обороны Российской Федерации
ServerCode=node1